,

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ

Добрый день, уважаемые предприниматели!

 

          Цель моего сегодняшнего послания – довести до вас основные направления деятельности администрации по формированию благоприятного делового и инвестиционного климата в Оренбургском районе.

         Оренбургский район - это одна из самых крупных и экономически развитых территорий Оренбуржья.

         Общая площадь составляет около  5,0 тыс. кв. километров.  На территории района по состоянию на 01.01.2017 года зарегистрировано    94916    жителей. Фактически же проживает намного больше.

         Этот показатель определяет особую ответственность за улучшение результатов работы, за положительную динамику во всех сферах экономики и социальных процессах.

         Губернатор Оренбургской области Юрий Александрович Берг в своем инвестиционном послании 22 мая 2017 года выделил ряд ключевых моментов в развитии экономики региона.

         Это создание и развитие новых производств, укрепление статуса региона-лидера в альтернативной энергетике и развитие аграрного сектора.

         Более подробно остановлюсь как реализуются данные направления в Оренбургском районе.

Сегодня на территории района  зарегистрировано около 3400 предприятий и индивидуальных предпринимателей, где работают около       16 900 человек. Доля занятых в малом и среднем бизнесе составляет 41 процент в общей численности занятого населения.

Малый и средний бизнес продолжает активно развиваться. Ежегодно увеличивается количество торговых площадей современных форматов, количество объектов сферы услуг, наблюдается значительное расширение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, повышается качество обслуживания населения.

       В части развития альтернативной энергетики в Оренбургском районе реализуется проект компании «Авелар Солар Технолоджи» по строительству на территории района двух солнечных электростанций: Чкаловской СЭС мощностью 30 МВт, срок ввода в эксплуатацию I кв. 2019 г., и Чебеньковской СЭС мощностью 50 МВт, срок ввода – IV кв. 2020 г.

        Мы всячески способствуем продвижению этого инвестпроекта.

        Успешно развивается на территории района и аграрный сектор.

Земли сельскохозяйственного назначения занимают значительные территории муниципального образования Оренбургский район, из которых более 250 тыс. гектар - посевные площади.

Объем производства продукции сельского хозяйства за 2016 год составил более 6,6 млрд. рублей.

Губернатор области обозначил ряд задач в развитии агропромышленного комплекса:

Во-первых - это налаживание экспорта сельскохозяйственной продукции. Особенно по производству экологически чистых продуктов питания. Безусловным лидером в этом направлении может стать ООО «Цветы Оренбуржья», которые на VI  Евразийском экономическом форуме    признаны  «Лидером качества Оренбуржья – 2016», а продукция предприятия награждена в  2-х номинациях: «Экопродукт» и «Новинка года».

В 2016 году предприятием выращено и реализовано более 200 тонн огурцов.          Производственная мощность – 40 кг овощей с 1 кв. м.

Сегодня на предприятии планируется модернизация тепличного комплекса по выращиванию овощей по малообъемным технологиям с использованием капельного полива с увеличением площадей закрытого грунта на 1,2 га для круглогодичного обеспечения населения района и области овощами и зелеными культурами. Первая очередь реализации проекта  запущена в производство. В перспективе – увеличение площадей закрытого грунта до 3 га, расширение рынков сбыта за счет поставки продукции за пределы региона, снижение цены реализации за счет совершенствования технологий.

 Помимо ООО «Цветы Оренбуржья», на территории района работают  тепличные комплексы: ООО «Овощевод-2004», ООО «Усадьба».

 За 2016 год тепличные хозяйства района собрали около 1,1тыс. тонн овощей или на 13,5 % больше уровня  2015 года,  в том числе валовой сбор овощей защищенного грунта составил 635 тонн при средней урожайности 7 кг на 1 кв. м.

 В ближайшей перспективе агропромышленный комплекс района продолжит свое развитие.

Планируется:

- строительство молочно – товарной  «демо-фермы» в п. Чебеньки на 100 голов КРС с установкой комплекса доильного оборудования Delaval;

- строительство энергоэффективного производственного комплекса по переработке отходов сельскохозяйственных предприятий с одновременным получением инновационного микробиологического препарата для повышения плодородия почвы и решения локальных экологических проблем на базе ООО «Комплексные Системы Утилизации». Производственные мощности данного проекта обеспечат утилизацию 20 м3 отходов из которых будет получена продукция двух фракций: до 15 м3 микробиологического препарата в жидкой фракции и до 2 м3 сыпучего компонента.

         Следующая задача аграрного сектора – переход от сырьевого производства к выпуску качественной, переработанной продукции. "Поэтому надо «лелеять» каждого инвестора, нацеленного на проекты глубокой переработки продукции. Это святая обязанность Минсельхоза и глав муниципальных образований" -  сказал губернатор в своем послании.

         В целях решения поставленной задачи в Оренбургском районе рассматривается вопрос о строительстве научно-промышленного комплекса по производству, переработке продукции растениеводства и животноводства (консервный завод). Сегодня ведется работа по подбору земельного участка.

          Еще одна ключевая тема в АПК – сельхозкооперация.

"Сегодня большая часть аграрной продукции производится на личных подворьях, которые, разумеется, не имеют налаженных каналов сбыта. Необходимо создавать кооперативы на селе. А параллельно – эффективную систему хранения, транспортировки и сбыта товаров" - отметил губернатор.

         И здесь строительство консервного завода на территории района может стать решением данной проблемы.

        Достижению стратегической цели региона – В РАЗЫ увеличить экспорт товаров - будет способствовать создание на базе Корпорации развития области Регионального экспортного центра с самым широким кругом полномочий по оказанию всесторонних консультаций и отчасти даже финансовой помощи при продвижении оренбургской продукции за рубеж.

         Также губернатор в своем инвестиционном послании отметил, что "Готовность в любое время дня и ночи работать с инвестором – должно войти в привычку глав муниципальных образований и каждого сотрудника администрации. "

         При формировании и реализации инвестиционной политики на уровне муниципалитета, на наш взгляд, следует особо учитывать несколько основополагающих принципов, призванных обеспечивать эффективность инвестиционной деятельности.

         Первое -  мы должны с пониманием относиться к тому, что главной целью инвестора при вложении капитала все же является получение прибыли, и, исходя из этого, должны хорошо знать сами и уметь доходчиво и убедительно донести все факторы инвестиционной привлекательности района.

          А это, прежде всего, его географическое расположение. Близость областного центра и собственное население обеспечивают вместимый потребительский рынок;

         Высокая обеспеченность энергоресурсами позволяет инвесторам сравнительно доступно использовать природный газ и электроэнергию;

         В районе достаточно развита и развивается транспортная составляющая;

         Устойчиво функционирует расширенная социальная инфраструктура.

         Производственные и экономические возможности, трудовой потенциал характеризуют Оренбургский район как перспективный для инвестиций.

         Объем инвестиций в 2016 году составил около 7,0 млрд. рублей.

         Это и строительство логистического комплекса "Магнит" вблизи п. Ленина, где  осуществляется круглогодичное хранение, распределение и доставка товаров в магазины области, и инвестиции Государственного управления дорожного хозяйства в строительство дороги в обход города Оренбурга, и  вложения крупных и средних организации в основные фонды.

         Кроме того за отчетный период осуществлено строительство 13,3 км. сетей газоснабжения и 18,5 км сетей водоснабжения в п. Чистый, Экспериментального сельсовета.

         Из общей суммы инвестиций около 2,0 млрд. руб. вложено в строительство жилья на территории района. В 2016 году введено жилья общей площадью 181,6  тыс. квадратных метров.

Массовые жилищные застройки на территории района накладывают определенную ответственность по дальнейшему развитию социальной инфраструктуры. В 2017 году завершено строительство двух ФАПов в с. Струково и п. Береговой. Ведется строительство школы в районе с. Ивановка на 1135 мест.

         К сожалению, при осуществлении жилищного строительства зачастую серьезно нарушается принцип комплексной застройки. Например, неисполнение застройщиками жилого массива Заречье в пос. Ленина обязательств по строительству детского сада, вызывает законное недовольство жителей, создает атмосферу социального напряжения и находится на контроле в Администрации Президента страны. Много вопросов по своевременному строительству инженерных коммуникаций, дорог.

       Порой вводит в заблуждение людей недостоверная и недобросовестная реклама. Будущий жилой массив Пушкино, например, представляется как имеющий школу и поликлинику, что совершенно не соответствует действительности.

       Очень важно, чтобы каждый инвестиционный проект нес в себе социальные гарантии: дополнительные рабочие места, бюджетные отчисления, готовность инвестора строить отношения с властью на условиях социального партнерства.

        Привлечение инвестиций в экономику района является одной из важнейших стратегических задач нашей деятельности. Рост инвестиций напрямую влияет не только на увеличение налоговых поступлений в бюджет и создание новых рабочих мест, но и на уровень и качество жизни населения.

Поэтому  необходимо создать условия для потенциальных инвесторов.

        На уровне области уже утверждены соответствующие «дорожные карты» по ключевым направлениям работы с бизнесом – присоединение к сетям, получение разрешения на строительство, постановка «на кадастр» земельных участков и объектов недвижимости. Везде заданы конкретные сроки и перечень необходимых процедур.

        Поручаю отделу архитектуры и градостроительства неукоснительно соблюдать указанные сроки и в перспективе принять необходимые меры по их снижению.

        Инвесторы должны иметь возможность для эффективного вложения средств в оптимальные сроки.

        Одним из основных вопросов при реализации инвестиционных проектов становится выбор земельного участка, включая такие аспекты как: соответствие генеральному плану, обеспечение санитарно-защитных зон, соотнесение земельного участка с соответствующим видом разрешенного использования, установление прав собственности. Для того, чтобы упростить процесс выбора земельного участка и сделать его более прозрачным, хочу дать отдельное поручение Отделу архитектуры и градостроительства совместно с управлением имущественных и земельных отношений утвердить перечень инвестиционных площадок для размещения инвестиционных объектов.

          Еще одной ключевой задачей по улучшению инвестиционного климата в районе является развитие малого и среднего предпринимательства.

          Представителями малого и среднего бизнеса вносится значительный вклад в социально-экономическое развитие района, поэтому его поддержка является приоритетом в деятельности органов местного самоуправления.

  Оказание финансовой поддержки МСП может осуществляться путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

        В Оренбургской области действуют такие меры поддержки предпринимателей как:

       - гранты начинающим предпринимателям;

       - субсидирование  процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам;

- микрофинансирование.

        Гарантийный фонд и Фонд поддержки предпринимательства предоставляют займы в размере до трех миллионов рублей на три года под 9% годовых.

        Сегодня Корпорацией малого и среднего бизнеса совместно с Минэкономразвития и Банком России разработана кредитная «Программа 6.5». Ставка, которая там используется, является комфортной для малого бизнеса. Ряд предприятий уже воспользовались этой возможностью через программы Альфа-банка и банка ВТБ.

          Одной из наиболее востребованной предпринимателями мерой поддержки является предоставление субсидий по сельскохозяйственной отрасли .

          За 2016 год пятью крестьянскими (фермерскими) хозяйствами района получены  гранты на общую  сумму 13,8 млн. руб.:  2 гранта на развитие семейной животноводческой фермы, 3 гранта по программе начинающий фермер. На средства грантовой поддержки произведена реконструкция коровника и молочно – товарной фермы, приобретены сельскохозяйственная техника, оборудование, поголовья КРС и птицы.

         Помимо грантовой поддержки основными источниками финансирования инвестиционных проектов являются субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса.

         В 2016 году сельхозтоваропроизводители Оренбургского района получили субсидий из бюджетов всех уровней на сумму - 589,18 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета поступило - 404,1 млн. рублей, из областного бюджета – 184,63 млн. рублей. Наибольшая доля  в структуре господдержки принадлежит субсидиям по возмещению процентов по кредитам – 35%, по возмещению части прямых  понесенных затрат – 20%, несвязанная поддержка – 18%.

        Доступ к финансовым ресурсам – это важное условие благополучного развития бизнеса. Поэтому губернатор поручил Министерству экономики рассмотреть возможность в 2017 году снизить ставку микрокредитования для производственников до 6,5 процентов.

         Поддержка малого предпринимательства — это не только выделение денежных средств на определенные цели, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы, чем финансы. Это имущественная, информационная и консультационная поддержка предпринимательства.

Оказание имущественной поддержки осуществляется в виде передачи во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, оборудования на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

        Постановлением Администрации МО Оренбургский район от 25.10.2016 № 1273-п  утвержден перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц  в целях предоставления его во владение или в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства.

       Поручаю управлению имущественных и земельных отношений  расширить данный перечень муниципального имущества в срок - до 1 ноября текущего года.

       В рамках государственной и региональной систем поддержки предпринимательства мы оказываем информационную поддержку с использованием интернет ресурса.      На официальном сайте администрации МО Оренбургский район создан раздел "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ", на котором публикуется актуальная информация. Здесь же потенциальный инвестор может найти информацию о мерах государственной и региональной поддержки.

        Помимо этого считаю необходимым создать новую вкладку на официальном сайте муниципального образования, куда каждый сможет отправить предложения по улучшению предпринимательского климата в районе. Поручаю проработать этот вопрос отделу по развитию потребительского рынка и предпринимательства совместно с отделом информационных технологий. 

         Еще один аспект, который в нынешних реалиях, безусловно, оказывает влияние на все сферы социально-экономического развития, в том числе на развитие инвестиционной деятельности – это увеличение открытости власти, расширение взаимодействия с населением и бизнесом. Эффективной эта работа может быть только в случае активного взаимодействия всех заинтересованных в этом сторон.

        Администрацией разработан проект постановления о Совете руководителей предприятий, учреждений и организаций при главе муниципального образования Оренбургский район, которым утверждается Положение о совете и его состав. Очень надеюсь на обратную связь с вашей стороны, чтобы с учетом  ваших идей и предложений сформулировать задачи, стоящие перед районом.

        Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги.

        С целью создания условий для развития СМП и оказания им поддержки, МО Оренбургский район заключены Соглашения о сотрудничестве с Оренбургским областным союзом промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палатой.

Кроме того любой предприниматель может непосредственно обратиться  в администрацию и получить необходимую устную и письменную консультацию по интересующим вопросам.

        Не секрет, что средства бюджета существенно ограничены, поэтому  отдельное внимание необходимо уделять развитию механизмов муниципально - частного партнерства и концессионных соглашений на территории Оренбургского муниципального района.

       В районе имеются хорошие примеры проявления частных инициатив и частно-государственного партнерства в инвестировании. Так, в жилом комплексе «Крона» пос. Пригородный успешно работает частный детский сад на 180 мест. При его вводе не предусматривалось получение сверхприбыли, поэтому Правительство области обнулило инвестору ставки по кредитам.

        В жилых комплексах Заречье и Экодолье частные лица предоставили помещения для размещения ФАПов.

        Оренбургский район - единственный муниципалитет в области, где утверждено положение о концессионных соглашениях. Руководство администрации района открыто для диалога с представителями бизнес-сообщества по всем вопросам, возникающим в процессе осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Призываю представителей бизнеса быть более активными и в случае, если у Вас есть заинтересованность в реализации инвестиционного проекта в рамках концессионного соглашения, муниципально-частного партнерства, направлять свои предложения.

         Оренбургский район в числе пяти муниципальных образований области, где стартовал пилотный проект «МФЦ для бизнеса». Благодаря ему бизнесмены могут получить квалифицированную помощь по вопросам старта предпринимательской деятельности, получения финансовых форм поддержки, а также продвижения продукции на рынке.

         Сегодня представитель малого и среднего предпринимательства может обратиться в «МФЦ для бизнеса» за 118-ю услугами.

Для дальнейшего развития района определены основные направления  по совершенствованию инвестиционной инфраструктуры и созданию инвестиционного климата, всесторонней поддержке малого и среднего предпринимательства, по качественному и количественному увеличению объемов производства и  особенно переработки сельхозпродукции.

  Природные условия района делают перспективными многие производственные и социальные проекты, которые  нуждаются в финансовом обеспечении. К примеру, в производстве необходимы инвестиции в проведение мелиоративных работ.

 Привлекательным видится проект развития в районе инфраструктуры отдыха и туризма: создание домов отдыха, пляжей, турбаз. Инвестиционные вложения по данным проектам способны принести немалую пользу, как потенциальным инвесторам, так и населению района.

        Успешное решение задач повышения эффективности инвестиционной деятельности, несомненно, будет способствовать динамичному росту экономических и социальных показателей района, повышению уровня занятости и доходов населения и улучшению качества его жизни.

 

Спасибо за внимание!