,

Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с января 2016 года

29.06.2015 вступил в силу Федеральный закон № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты  Российской Федерации". Этот закон внёс изменения в законы: "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и несколько законов о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации.

В декабре 2015 года аналогичные изменения были внесены в областные законы о мерах социальной поддержки ветеранов труда, реабилитированных лиц, многодетных семей.

Во всех указанных законах были изменены статьи, регламентирующие предоставление мер социальной поддержки (иначе говоря - льгот) на оплату жилищно-коммунальных услуг.

         В части предоставления мер социальной поддержки на оплату содержания жилого помещения,ихобъем различается в зависимости от льготной категории:

         - инвалидам войны, участникам войны, ветеранам боевых действий, членам семей погибших, умерших участников войны компенсация в размере 50%  предоставляется на всю занимаемую площадь квартиры, независимо от принадлежности квартиры к жилищному фонду, т.е. и в муниципальных, и в собственных квартирах;

         - гражданам, подвергшимся воздействию радиации,  компенсация в размере 50% предоставляется на норму площади жилья, независимо от принадлежности квартиры к жилищному фонду, т.е. и в муниципальных, и в собственных квартирах;

         - инвалидам компенсация в размере 50% предоставляется без учета нормыплощади жилья, но на долю инвалида и только в муниципальных квартирах;

         - ветеранам труда, реабилитированным лицам компенсация в размере 50% предоставляется на норму площади жилья и только в муниципальных квартирах;

         - у многодетных семей право отсутствует.

                В части предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, для всех льготных категорий содержание нормативных актов одинаково: компенсация предоставляется в размере 50% (многодетным семьям 30%) платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления.  При отсутствии приборов учета плата рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Меры социальной поддержки не распространяются на случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

         С 1 января 2016 года действует Порядокпредоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области № 27-п от 21.01.2016. В соответствии с ним, размер ЕДК определяется индивидуально каждому гражданину с учетом объема льгот, установленных законодательством для данной льготной категории, количества зарегистрированных граждан, площади жилья, размера начисленных платежей, нормативов потребления коммунальных услуг для данного жилого помещения.

  Нормативы потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Оренбургской области № 686-п от 17.08.2012 по каждому муниципальному образованию в зависимости от степени благоустройства жилья. Постановлением утверждены т. н. "базовые" нормативы и нормативы с учетом повышающих коэффициентов. Например, в базовый норматив для 1 человека в месяц на газплиту — 10 куб.м., электричество, если газовая плита — 91 квт, электричество, если электроплита — 141 квт. В частном доме при использовании газа для отопления норматив составляет 8,5 куб.м. газа на 1 кв.м. площади жилья.

  Повышенные нормативы применяются в случае отсутствия приборов учета воды. Они будут увеличиваться каждые полгода, пока не будут установлены счетчики на воду. Например, в первом полугодии 2016 года повышенный норматив на холодную воду составляет 7,42 куб.м., во втором полугодии — 7,95 куб.м., повышенный норматив на горячую воду в первом полугодии 2016 года составляет 4,2 куб.м., во втором полугодии — 4,5 куб.м., соответственно  повышенный норматив на водоотведение составляет 11,62 и 12,45 куб.м.

При расчете ЕДК повышенные нормативы не учитываются.

  В части предоставления мер социальной поддержки на оплату капитального ремонта ихобъем различается в зависимости от льготной категории:

         - инвалидам войны, участникам войны, ветеранам боевых действий, членам семей погибших, умерших участников войны компенсация в размере 50% предоставляется на всю занимаемую площадь квартиры;

         - гражданам, подвергшимся воздействию радиации,  компенсация в размере 50% предоставляется на норму площади жилья;

         - инвалидам 1 и 2 группы, семьям детей-инвалидов компенсация в размере 50% предоставляется на норму площади жилья, у инвалидов 3 группы право отсутствует.

         В соответствии с законом Оренбургской области, компенсация на оплату  капитального ремонта предоставляется  следующим гражданам:

         - одиноко проживающим и проживающим с гражданами пенсионного возраста собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, если все проживающие не работают,  компенсация в размере 50% предоставляется на норму площади жилья;

  - одиноко проживающим и проживающим с гражданами пенсионного возраста собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, если все проживающие не работают, компенсация в размере 100% предоставляется на норму площади жилья.

 

Норма площади жилого помещения составляет для одиноко проживающего 33 кв.м., для проживающих вдвоем — 21 кв.м. на 1 человека, для остальных — 18 кв.м. на 1 человека.

 

  Несколько примеров по расчету ЕДК.

         1. Инвалид 2 группы проживает один в собственной квартире площадью 50 метров.  Размер ЕДК будет состоять из следующих сумм:

- за содержание жилья — 0 руб, т. к. жилье собственное

- за отопление - 50% от начисления на всю площадь, т. е. на 50 метров

- за остальные коммунальные услуги — по 50% от начислений, если расход составил меньше нормы. Если расход был больше нормы, то компенсация будет определяться из платы за норму. Т.е. компенсация рассчитывается из меньшей суммы. Если за какую-либо услугу нет начислений в связи с отсутствием расхода или несвоевременной сдачей показаний счетчиков, то и компенсации за эту услугу не будет.

         Например, если расход горячей воды был 2 куб.м., то компенсация будет определяться из платы за 2 куб.м. (т. е. по фактическому расходу). Если расход горячей воды был 4 куб.м., то компенсация будет определяться из платы за 3 куб.м. (т. е. по норме). Если расход электричества был 70 квт, то компенсация будет определяться из платы за 70 квт (т. е. по фактическому расходу). Если расход электричества был 100 квт, то компенсация будет определяться из платы за 91 квт (т. е. по норме).

         В случае отсутствия счетчиков на воду, плата за горячую воду начислена за 4,2 куб.м. (т. е. по повышенному нормативу), а компенсация будет рассчитана за 3 куб.м. (т. е. по базовому нормативу).

         Компенсация за капитальный ремонт составит 50% от начисления на норму площади жилья — 33 кв.м., а не на фактическую площадь 50 кв.м.  

         2. Инвалид 2 группы проживает в собственной квартире площадью 50 метров в составе семьи из 3 человек. Льготы инвалида не распространяются на членов семьи, поэтому размер ЕДК будет состоять из следующих сумм:

- за содержание жилья — 0 руб, т. к. жилье собственное

- за отопление - 50% от начисления на  долю площади, приходящейся на инвалида,   т.е. 50 кв.м. делим на 3, получаем 16,6 кв.м.

- за остальные коммунальные услуги — по 50% от начислений на долю инвалида, т. е. на 1/3. При этом фактические расходы ограничиваются нормативами.

         Компенсация за капитальный ремонт составит 50% от начисления на долю площади, приходящейся на инвалида — 16,6 кв.м.

         3. Семья, имеющая ребенка-инвалида, проживает в собственной квартире площадью 60 метров, состоит из 3 человек (мама, папа, ребенок).

         Т.к. в семье ребенка-инвалида льготы распространяются на членов семьи (родителей, братьев, сестер), плата за услуги не будет делиться на количество членов семьи и компенсация будет исчисляться из всей начисленной суммы, но с учетом нормативов.

         Компенсация за капитальный ремонт составит 50% от начисления на 54 кв.м., а не на фактическую площадь квартиры 60 кв.м., т. к. норма площади жилья для семьи из 3 человек составляет 18 кв.м. на человека (18 кв.м.* 3 чел. = 54 кв.м.)

         4. Ветеран труда проживает один в собственной квартире или в частном доме площадью 60 метров. Размер ЕДК будет состоять из следующих сумм:

- за содержание жилья — 0 руб, т. к. жилье собственное

- за отопление - 50% от начисления на 33 кв.м. (т. е. на норму площади жилья), а не  на фактическую площадь 60 кв.м.

- за остальные коммунальные услуги — по 50% от начислений. При этом фактические расходы ограничиваются нормативами.

Если ветеран труда проживает не один, все начисления будут делиться на количество зарегистрированных граждан, а затем от доли ветерана компенсация составит 50%. Компенсация за отопление будет начислена на долю площади, приходящейся на ветерана, но не более нормы площади жилья. Т.е. если проживает 2 человека в квартире площадью 60 кв.м., то доля площади ветерана составит 30 кв.м., а компенсация будет рассчитана на 21 кв.м. (норма площади жилья на 1 человека в семье состоящей из 2 человек).

  5. Ветеран боевых действий проживает в собственной квартире с семьей.

- компенсация за содержание жилья — 50%  от начисления на всю площадь

- компенсация за капитальный ремонт — 50%  от начисления на всю площадь

- компенсация за коммунальные услуги — 0 руб, т. к. право отсутствует

         Если ветеран боевых действий проживает в частном доме, ЕДК не выплачивается, т. к. нет платы за содержание жилья и капитальный ремонт.

  6. Многодетная семья.

- за содержание жилья — 0 руб, т. к. право отсутствует

- компенсация за коммунальные услуги — 30% от начислений на долю каждого члена семьи. При этом фактические расходы ограничиваются нормативами.

         У многих получателей размер ЕДК уменьшился в связи с  отсутствием начислений по услугам из-за того, что гражданин не сдал показания счетчиков или сдал их не вовремя, или нет разницы в показаниях, а также в связи с тем, что расход услуг намного меньше нормативов потребления или получатели не сообщили нам о постоянном выбытии членов семьи из жилого помещения.

         Если получатели ЕДК сомневаются в правильности расчета компенсации, надо позвонить по телефону 72-96-57 и задать интересующие вопросы, т. е. приходить не обязательно.

         Так как размер ЕДК рассчитывается после получения от организаций жилищно-коммунального хозяйства сведений о начисленных платежах за предыдущий месяц, выплата ЕДК будет осуществляться после 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который произведено начисление платы за пользование ЖКУ, т. е. в феврале ЕДК выплачена за январь, после 15 марта ЕДК будет выплачена за февраль.

В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ, ЕДК предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате ЖКУ или при заключении и выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Поэтому, при наличии задолженности по оплате ЖКУ более 2 месяцев, выплата ЕДК будет приостановлена до её погашения или предоставления соглашения  по погашению.

  Для правомерного расчета ЕДК и избежания переплат, граждане  обязаны своевременно информировать филиал о любых изменениях, влияющих на расчет компенсации: об изменении льготной категории, вида собственности на жильё, количества зарегистрированных лиц, перемене места жительства и других обстоятельствах. 

Правильность расчета ЕДК зависит от точности информации о потребленных льготником коммунальных услугах

С 1 января 2016 года вступили в силу новые Правила определения размера ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, которые распространяются на всех льготников области.

Раньше компенсация выплачивалась исходя из региональных стандартов, то есть по усредненным показателям, и льготники ежемесячно получали компенсацию в одном и том же размере (усредненном). Но федеральное законодательство изменилось. Закон ограничил размер компенсации фактическими расходами на оплату жилищно-коммунальных услуг, определяемых по приборам учета (при наличии), но не более нормативов потребления коммунальных ресурсов.

Поэтому с 1 января 2016 года органы социальной защиты населения на основании полученных от поставщиков ЖКУ сведений определяют размер компенсации исходя из фактических платежей конкретного гражданина.

Залог точного расчета компенсации на оплату ЖКУ – правильные начисления за потребленные гражданином услуги (газ, вода, электроэнергия, тепло и т.д.), которые поставщики ЖКУ передают в органы соцзащиты.

Поскольку за потребленные в январе услуги поставщики предоставили некорректную и не в полном объеме информацию о начислениях, а порой и без указания сведений о тарифах и нормативах потребления услуг, в феврале большинству получателей была произведена частичная выплата компенсаций. По мере поступления уточненных сведений от поставщиков ЖКУ, компенсации пересматривались, и в марте производились доплаты. Из общей численности льготников доплату получили около 20%.

В связи с тем, что процесс начисления ЕДК выстроен по-новому, для отладки механизма межведомственного взаимодействия с поставщиками потребуется какое-то время.  Не исключено, что в этот период в отдельных случаях будет производиться перерасчет компенсаций с последующей доплатой или удержанием.  Обратите внимание, удержание возможно лишь в тех случаях, если в отсутствии сведений от поставщиков расчет компенсации был произведен по нормативам, а  фактически льготник потребил услуг меньше. 

Вместе с тем, правильность расчета компенсаций зависит и от самих жителей области. Получателям ЕДК стоит помнить простое правило, которое поможет избежать необоснованного снижения размера выплаты. Необходимо своевременно сообщать поставщикам услуг необходимые сведения:

об изменении количества зарегистрированных граждан;

об изменении места жительства;

об установке индивидуальных приборов учета;

о показаниях счетчиков.

Если граждане этого не делают, в органы соцзащиты от поставщиков поступают искаженные сведения о начисленных суммах. Как следствие, неверно начисляется компенсация. А это - время, потраченное на обращение за разъяснениями и ожидание перерасчета.

Посмотрим на примере, как влияет состав семьи на размер ЕДК. Возьмем услугу «электроснабжение». В нашем примере инвалид проживает в семье из трех человек в трехкомнатной квартире. За месяц нагорело 174 кВт эл/энергии. На долю каждого члена семьи пришлось 58 кВт., что в пределах норматива потребления эл/энергии в квартире с газовой плитой – 91 кВт./ч. на человека. Семья фактически оплатила за эл/энергию 435 руб.

Расчет компенсации производится так:

174 кВт./3 чел.*2,50 руб.*50% = 72,50 руб. (где 2,50 руб. – тариф).

После выплаты компенсации выяснилось, что состав семьи изменился и состоит из 2-х человек, о чем поставщики услуг не проинформированы. Сделан перерасчет, исходя из состава семьи 2 человека.

174 кВт./2 чел.*2,50 руб.*50%=108,75 руб.

В результате будет произведена доплата в сумме 36,25 руб. (108,75 руб.-72,5 руб.).

Чтобы предотвратить такие случаи, гражданам настоятельно рекомендуется своевременно сообщать о подобных изменениях в организации, осуществляющие сбор и начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги.